Интервью журналу Dark City

[15/04/2015]
Источник: Dark City №85

Dark City: Здравы будьте! Перво-наперво скажите, откуда возникла идея столь прекрасного аутентичного проекта? Ведь творческих актов, создающих не только великолепное музыкальное полотно, но и архетипические образы, на нашей сцене крайне мало. 
Kreiviskai: “Kails!”, - как приветствовали друг друга древние пруссы, родственные нам, кривичам. 
Благодарим за лестные слова в наш адрес. 
Нам давно не давала покоя мысль о том, что подлинные жемчужины народной культуры нашего региона остаются неизвестными и не востребованными для широкой аудитории. Свой проект мы считаем прежде всего именно тверским, представляющим именно тверскую современную культуру. На тверскую культуру и историю у нас есть свой собственный взгляд, который мы стремимся донести в нашем творчестве. Мы считаем, что до поры до времени эта культура в силу своих этнических (балтских) истоков сохраняла некоторую самостоятельность относительно своего исторического окружения. Позже, примерно с периода т. н. «объединения русских земель», произошёл искусственный слив региональных культур в довольно безликий монолит «единой русской культуры». Тем не менее, даже сейчас прежние региональные особенности неплохо различимы. Вспомнить их, показать их отзвуки и оттенки, стереть с них пыль веков – это тоже одна из целей нашего появления и существования. 
Меж тем, мы не считаем свой проект «аутентичным» в полном смысле этого слова. Мы работаем с музыкальной аутентикой нашего региона, черпаем из неё идеи и вдохновение, но не более. 

Думаю, что многих отпугнёт не столько название коллектива, сколько возможность когнитивного диссонанса от названия  и концепции вашего творческого акта. Ведь не все в курсе балтской концепции. Не расскажете нам о сути вашего творчества?
Наше название – это как раз своеобразный реверанс небуквальному следованию тропами аутентичности. В переводе с новопрусского оно должно означать нечто вроде «кривичское, по-кривичски», но кто его знает, каким на самом деле было это слово у древних пруссов?
И всё же, во главе угла для нас стоит не столько «балтская концепция» как таковая, сколько народная культура нашего – Тверского – региона. Как мы уже сказали, мы опираемся в своём творчестве на положение, что изначальная этническая культура будущих тверских земель была балтской. Наша земля до сих пор сохраняет некоторые обычаи, свойственные балтам, а названия многих рек и деревень без труда переводятся даже с современных литовского и латышского. Так что «когнитивно диссонировать» здесь не от чего. Просто нам однажды стало не по себе, что такой пласт не востребован современной тверской культурой, и в итоге искажено наше собственное стереотипное представление о самих себе.

Лично меня несколько удивил выбор вашей концепции. Безусловно, балтская модель интеграции индоевропейского комплекса стала известна ещё в 1970-х годах благодаря небезызвестному Валентину Седову, согласно которому происхождение тех же белорусов имеет балтские корни, а балтские народности сыграли роль некого этнического субстрата в процессе возникновения не только белорусской народности, но и славянства вообще. Разговоры и споры о правомерности т. н. кривичского ареала ведутся уже давно. Отсюда вопрос: вы сознательно пропагандируете эту идею среди слушателей или это своеобразные поиски родного архетипа?
Помимо археолога Седова можно назвать археолога Е. А. Шмидта, лингвистов Г. А. Хабургаева и В. Н. Топорова (например, «О балтийском слое русской истории») и многих других исследователей, которые в своё время пришли к тем же выводам.
Безусловно, мы идём по этому пути сознательно. Это одна из граней нашей региональной культуры, и шире – одна из граней культуры национальной. Это важно для нас – не рядиться в серый кафтан общерусскости, но представлять своим цветом общее многоцветье. Повторимся, не столько «балтскость» для нас важна, сколько реалии своего региона. А то, что они именно такие, а не другие – от этого никуда не деться, это доказано фундаментальной наукой.

Один из музыкальных идеологов балтской концепции, лидер группы Pragnavit, известный под прозванием Voist, считает, что играет не просто музыку, но совершает некий обряд инициации слушателя, погружения его в древний, хтонический мир Кривии благодаря сакрализации музыкального действа, когда музыканты являются телесными опорами древнего Архетипа. А что вы думаете о своей музыке?
Мы рады, что наша локальная история позволяет нам быть одним из плодов единого балтского древа рядом с такими величинами, как Voist. Западная Кривия (современная Беларусь) смогла сохранить практически целостное полотно древних ритуалов и архетипов, и обращение к ним современных творцов естественно и органично. Мы же здесь, на Востоке Кривии, увы, имеем дело с фрагментарными черепками. Поэтому, чтобы максимально избежать неуместной отсебятины на таком ответственном пути, мы идём стезёй постепенного пробуждения из долгого сна. В нашей музыке мы обращаемся к чудом не забытым, мимолётно схваченным обрывкам таких снов – снов нашей тверской Земли…

На альбоме множество аутентичных записей, издавна бытовавших в Тверском крае. Откуда вы их берёте, из каких источников?
Одним из очевидных обрывков таких «снов Земли» является аутентичное песенное наследие нашего региона. Эти песни были в своё время собраны профессиональными этнографами от, скорее всего, последних носителей этой традиции. Увы, их удел в современном мире – пылиться на полках библиотек и фондов. Откуда мы их взяли? Кто ищет, тот найдёт.

Как исконные жители Тверщины, историки, энтузиасты от культуры относятся  к вашему творчеству? Сотрудничаете ли вы с ними?
Относятся так же как и слушатели из других регионов, вероятно. Наш культурный посыл гораздо шире, чем можно понять, послушав одну эту пластинку. Мы для них пока лишь одни из немногих, кто обращается к аутентике в подобной форме. Нам же хочется показать не столько некие жанровые особенности, сколько красоту и уникальность своей региональной культуры, а также стать примером для всех творцов на пути осознания необходимости обращения к своему региональному наследию.

Планируются ли живые выступления коллектива и в какой форме они будут проходить?
Это для нас не главное и пока потребности в этом нет. Однако мысли презентовать наше творчество в виде некоего визуального перфоманса появляются. В любом случае, не стоит ждать заурядных выступлений. Если это свершится, то постановочная составляющая в них будет на одном из первых мест.

Каковы ваши творческие планы и как вы планируете развивать вашу музыкальную концепцию?
Тверское превыше всего! Мы намерены стать одним из направлений нашей региональной культуры. А возможно и продемонстрировать необходимость такого подхода и творцам из других регионов. Кстати, это касается не только музыкального творчества, если что.

Ну и пожелания нашим читателям, независимо от их отношения к столь противоречивым взглядам))
Будьте целостны, будьте правдивы, живите своим, но не стесняйтесь брать лучшее у других.
Благодарим за беседу, и, как говорили древние пруссы: “Ērdiw!”

ABOUT

SMTH

АВТОРИЗАЦИЯ
Имя:
Пароль: